Архитектурная тема из разряда узкопрофессиональных переходит в разряд широко обсуждаемых. Дмитрий Сухов, член Архитектурного совета Москвы, креативный директор компании «Генпро», оценивает это «крайне положительно», считая, что рост осознанности является следствием целого ряда факторов – смены поколений, возможности больше ездить по миру, а значит, анализировать, оценивать среду. И конечно, значение имеет позиция нынешней власти, исповедующей идею о том, что Москва должна стать городом тотального дизайна. Этими и другими соображениями Дмитрий Сухов поделился в интервью с «МП».
– Наша компания занимается как проектированием объектов разного назначения, так и разработкой архитектурных концепций, причем масштабы задач бывают разными. Назову общую цифру: сейчас в работе у «Генпро» на разных стадиях находится 40 проектов. Например, Nice Tower, офисный центр класса А, находится в Нижегородском районе, который постепенно превращается в современный квартал. Мы рассматривали проект как потенциальную архитектурную доминанту для всей сложной среды. Пластика здания не простая, причем она стала следствием формы участка, включающего подпорную стену, близость дороги. В составе комплекса – высотное здание, выходящее на первую линию, и более низкое, оба соединены такими «архитектурными перепонками», за счет чего создается единое целое. Есть в фасаде комплекса и некий отсыл к промышленному прошлому этого места, за счет панорамного остекления и игры объемов фасада удалось задать тон всей локации.
Комплекс JOIS в Хорошево-Мневниках уже обратил на себя внимание: и уникальные плавные формы башен, и пространственные решения, и «слоистая» каменная фактура, которая волной выходит на высотную прямую – приемы достаточно неординарные. Стоит упомянуть и квартиры с зелеными террасами, которые плавно переходят в ландшафтный парк, и динамичное движение каждого из корпусов. Автором проекта выступил креативный директор Энди Сноу, и, как мне кажется, и в этой, и некоторых других работах его авторский почерк четко просматривается. Высота самой высокой из башен составит 280 м, это будет доминантный для района объект. Строительство предполагает несколько очередей.
Упомянуть хотелось бы и Upside Kuntsevo, вошедший в финал многих архитектурных конкурсов и также принадлежащий авторству Сноу. Здание очень интересное – в стиле органической архитектуры, с интеграцией природных элементов окружения непосредственно в объект. Я бы его выделил также и потому, что комплекс находится в районе Кунцево, но не является башней – это два разновысотных здания от 7 до 9 этажей.
В числе ваших заказчиков есть те, кто сознательно ограничивает высотность проекта? Видя такое в Москве, проникаешься невольным уважением…
– Сейчас у нас в работе такой проект по развитию участка грузового двора. Заказчик попросил не делать здания выше 150 метров, объяснив, что ему не хочется создавать концентрированную высотную застройку на этой территории. По опыту могу сказать, что чаще сниженная высотность продиктована наличием каких-то технических ограничений. А в некоторых случаях город даже предлагает повысить этажность, если, конечно, объект той или иной территории может претендовать на роль акцентного. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов недавно предложил термин emo-tech, считая, что архитектура должна быть эмоциональной.
Проекты «Генпро» совершенно очевидно несут на себе эту эмоциональную заряженность. Тот же JOIS или «Сиреневый бульвар». Что вы думаете по этому поводу?
– Мне кажется, Сергей Кузнецов имел в виду то, что современные технологии располагают большими возможностями воздействовать на эмоции. Архитектура всегда была способна на это: вспомним реакцию людей на появление многоэтажных домов. Но сейчас она может вызывать более сложные и интересные ощущения.
Какие из последних городских проектов вы могли бы назвать однозначно удачными, прорывными?
– На днях оказался в районе Бауманских улиц и посмотрел, как выглядит здания общежитий и кампус Бауманского университета. Могу сказать, что с точки зрения и организации пространства, и его раскрытия, и применения архитектурных решений это безусловная удача. Недавно оценил его вечером, он произвел на меня большое впечатление. Хотя ранее убедился, что и днем, причем с разных точек, силуэты выглядят прекрасно. И конечно, центральное ядро: новое органично вписано в историческую среду, качественно обновлен ландшафт территории. Будь я в жюри какой-нибудь архитектурной премии, то, конечно, проголосовал бы за этот проект. Думаю, что в ближайшее время таким же явлением станет реставрационно-выставочный центр Пушкинского музея, которым занимается архитектор Юрий Григорян. Проблем, насколько я знаю, там было много, но, как я понимаю, они решены и все идет к позитивному финалу.