News

Вертикальная цивилизация

10.06.2024

Ни один архитектурный форум не обходит стороной тему небоскребостроения, в том числе и АРХ Москва. Одним из ее амбассадоров на недавней выставке выступила компания «Генпро», посвятившая высоткам свой павильон под названием «Вертикальная цивилизация». Внутри он выглядел супрематично: светящиеся «архитектоны» лайтбоксов с нанесенными на них фрагментами высоток в черном пространстве, где можно было угадать образ космоса. Под потолком – кудрявые облачка намекают на всевозрастающую высоту городского скайлайна.

«Генпро» показала в павильоне пять своих высотных проектов – Sydney City, жилой комплекс на Шоссейной улице, JOIS, N'ICE LOFT и проект в «Москва-Сити». Внутри черной комнаты привычные ощущения тектоники теряются: кажется, что лайтбоксы парят над поверхностью и, отражаясь от потолка, уходят в бесконечность. От этого супрематическая картинка навевает воспоминания о проектах летающих городов. Только «Генпро» все-таки хочет сообщить нам, что все это уже давно не утопия, а день сегодняшний. Пять показанных высотных проектов – это московский пейзаж недалекого будущего. Так, отталкиваясь от собственного отражения снаружи павильона, мы попадаем в «город небоскребов», появившийся из нарисованного «Генпро» мастер-плана.

«Идея проекта в том, чтобы показать процесс «подрастания» городского скайлайна как некое естественное, не лишенное эстетики развитие, – объясняет куратор павильона, креативный директор «Генпро» Евгений Зеленов. – Эта вертикальность не давит на нас, хотя многие, конечно, не соглашаются с ней, пытаются избегать. Но к высокоэтажной среде нужно адаптироваться, поскольку это будущее Москвы».

Небоскребы являются не следствием чьего-то эстетического вкуса или пристрастий, а производной рынка, экономики и самого устройства современного города. Их реализация – обычно история вынужденная, потому что строить здания выше 150 метров очень дорого. Обычно – потому что есть и примеры наделения небоскребов функцией скорее символической: отсюда шпили, увеличивающие высоту зданий-рекордов. Но все же основная масса высоток появляется из-за высокой стоимости земли и необходимости высокой концентрации людей, синергетический эффект от которой превышает затраты и приносит столице больше экономической пользы.

Истории небоскребостроения уже больше ста лет, за которые они успели как снискать славу главной приметы города-утопии, так и заслужить ненависть сторонников консервации исторической среды. Впрочем, это наше настоящее, снова напоминают «Генпро», более того, если какое-то время назад любое здание выше 150 метров считалось доминантой и должно было иметь статус «городской иконы» просто в силу размера, то сейчас речь уже идет о вторичной небоскребной застройке. Как говорит Евгений Зеленов, по сути, создается ансамбль из средовой, фоновой архитектуры и доминант, как это было в Париже времен Османа, только из более высоких зданий. А принцип тот же.

Участники проведенной «Генпро» кейс-сессии обратили внимание на то, как меняется в последнее время структура покупательского спроса. По опросам продуктологов, люди стали смелее покупать квартиры выше 20 этажа. Эксперты считают, что ментальность меняется, горожане перестают бояться селиться выше, чем жили поколения до них. Больше того – люди даже хотят жить повыше, где чище воздух. А еще они хотят жить в той локации, которую не могут позволить себе в формате средне- или низкоэтажного жилья соответствующего качества. В итоге то, что казалось невозможным десять лет назад, становится нормой, подстегиваемое внутренними социальными и экономическими процессами – перенаселением, удорожанием жилья, ухудшением экологии и изменением структуры рынка труда.

Таким образом дискуссия вокруг небоскребостроения разворачивается несколько в иную плоскость: высотки обсуждают уже не с позиции – нужны они или нет, плохи они или хороши, а какую пользу городу может принести данное явление. Так, участники кейс-сессии обратили внимание, что концепция вертикального города помогает сохранять биоразнообразие, потому что небоскребы обязательно включают зеленые зоны и парки как снаружи, так и внутри, например, в формате садов на крышах, зеленых стен или террас. Кроме того, такие дорогие проекты создаются с учетом требований энергоэффективности и экологической безопасности и вносят свой значительный вклад в снижение углеродного следа. Достаточно эффективной высокоплотная застройка выступает и с точки зрения городского транспортного каркаса, поскольку высотные кластеры формируются рядом с транспортно-пересадочными узлами.

Наконец, вопрос эмоционального благополучия, по мнению экспертов рынка, зависит больше от качества проектируемой среды, а не этажности как таковой. Возрастающий спрос на квартиры на высоких этажах подтверждает, что для многих панорамный вид из квартир и другие бонусы жизни в высотке перевешивают.

Что такое вертикальный город сегодня? Любой проект небоскреба, тот же JOIS или Sidney City, это слоеный пирог: внутрь заведены многочисленные сервисные функции, чтобы резидентам для полноценной жизни нужно было перемещаться лишь вверх-вниз, не покидая жилого комплекса. Бытовые услуги, шоппинг, рестораны, детские сады, коворкинги и офисы – последние стали особенно популярны в связи с ростом удаленной занятости – все это «стягивается» в отдельно взятой локации и позволяет не тратить время на транспорт.

Для современного мегаполиса высокоплотная застройка, пожалуй, единственный способ не только регулировать транспортную загрузку, но и сохранять зеленые или исторические зоны, и экономить пространство, распределяя людей на меньшей территории. «Вертикальная цивилизация», в дискуссию о которой вовлекает выставочный проект «Генпро» – это, в общем-то, финал споров урбанистов с дезурбанистами: он фиксируют тот образ Москвы будущего, который активно формируется прямо на наших глазах и уже вряд ли будет иным.

«Вертикальность города неизбежна, и мы прямо сейчас перешагиваем этот барьер. Потребности человека, которых не было тридцать лет назад, выходят на первый план, и люди предпочитают локации и тот набор инфраструктуры, который дает им «вертикальный город» – жизни в среднеэтажной застройке где-то далеко от центра. Постепенно появляется новый рисунок скайлайна, новая силуэтность, которая раньше была на бумаге. Урбанизация диктует экономические параметры, и те, кто выбирают жизнь в месте концентрации всевозможных ресурсов и социальных благ, выбирают и плотность тоже», – говорит Евгений Зеленов.

Рост этажности, разумеется, не финальная точка в развитии современного города. На наш вопрос – а что ждать дальше – Евгений отвечает, что вслед за зданиями вверх расти будет и инфраструктура. «Вспомните, как Ле Корбюзье планировал пустить транспорт по крышам жилых домов, и много ярусов города создавали такие мегаструктуры. Так вот, думаю, мы к этой многослойности сейчас идем. Мы уже живем в эпоху развития беспилотного транспорта, я верю в то, что цепочка транспортной инфраструктуры на уровне земли будет закончена и мы перейдем в движение над землей – при помощи машин, дронов и самого человека. Тогда вертикальное развитие будет более целостным, ваши заказы или вас самих будут доставлять прямо в квартиру. Я хотел бы на это посмотреть, думаю, что начало этой эры мы с вами увидим».

Источник: Archi.ru (https://archi.ru/russia/99864/vertikalnaya-civilizaciya).

Больше информации в нашем телеграм-канале: https://t.me/genpro_company/880