«Истинное вдохновение рождается там, где встречаются границы и возможности» — говорит Елена Пучкова, недавно ставшая креативным директором компании Генпро. Её путь в архитектуре — это история о том, как ограничения превращаются в источник креативности, а необычные идеи возникают благодаря умению работать в рамках заданных условий и находить в них новые горизонты. В ходе беседы с Еленой мы узнали о ее секретах вдохновения, подходе к проектированию и услышали ценные советы для молодых архитекторов, ищущих свою уникальную дорогу в мире современной архитектуры.
Кто или что вдохновляет вас в вашей работе?
У меня нет четких источников вдохновения, потому что проекты развиваются за счет определенных границ. Когда я создаю образы или проектирую здания, то, в основном, я стараюсь отталкиваться от каких-то ограничений. На мой взгляд, самые захватывающие архитектурные решения возникают в сложных локациях, где важно учитывать множество факторов.
Любой проект ограничен бюджетом, нормами и пожеланиями заказчика, каждый из нас имеет свои предпочтения в архитектуре. Я предпочитаю более чистые линии и определенную цветовую гамму. Мне нравится сочетание белого с медью, и именно в таком стиле выполнены 90% моих зданий. Так что, по сути, я не ищу вдохновения, а просто решаю задачи – архитектура складывается сама по себе.
Какие ваши любимые проекты и почему?
Конечно, я, как 90% современного поколения архитекторов, являюсь настоящим поклонником Захи Хадид. Она — настоящий гений. Я всегда восхищалась ее уникальным подходом к архитектуре и тем направлением, которое она предложила миру. Именно она повлияла на мое решение учится в архитектурной школе AA School of Architecture, поступление в которую для меня сложилось трагично. трагично. Я подала заявление в АА именно из-за того, что она часто присутствовала в качестве эксперта на защите дипломных работ и сама являлась ее выпускницей. Основателем направления AADRL, выбранного мной, а также одним из моих тьюторов был Патрик Шумахер, руководитель бюро Zaha Hadid на данный момент. Всего через несколько дней после моего заявления последовала ее смерть. Это событие оставило глубокий след в моей жизни и карьере.
В архитектуре меня всегда привлекала «странность». Чем необычнее здание, тем больше меня притягивает его эстетика. Я надеюсь, что со временем мы сможем создавать более экстравагантные офисные здания, которые будут вызывать восхищение и восприниматься как уникальные объекты, подобно творению Фрэнка Гери.
В то же время я не могу не отметить любовь к минимализму, к работе Дэвида Чипперфилда, который воплощает лаконичность и чистоту. Его здания поражают идеальной симметрией, простотой форм и безупречным исполнением. Когда кто-то пытается имитировать его стиль, возникает множество проблем. Имитация всегда оказывается неудачной. В зданиях, не обладающих такой строгостью и лаконичностью, трудно достичь той безупречности, с которой работает Чипперфилд. Именно в этом и заключается суть архитектурной красоты — в чистоте, четкости и отсутствии лишнего.
Какие ваши хобби и интересы вне архитектуры?
В свое время я занималась очень много спортивной мафией. Я входила в топ-6 лучших судей мирового уровня по этому виду спорта. Меня приглашали судить соревнования в Израиль и Германию, а также я объездила множество городов России. Это был насыщенный период жизни, полный путешествий, встреч и ярких впечатлений.
Сейчас же времени на какое-либо хобби становится всё меньше. Можно сказать, что моя работа превратилась в хобби. Я действительно люблю заниматься проектами: могу сутками копаться в задачах, забывая даже про еду и сон. Помню, как однажды увлеклась настолько, что не вставала из-за стола целыми днями. Это чувство полного погружения в работу — настоящее удовольствие.
Но есть ещё одна важная часть моей жизни, которая делает её намного светлее, — это моя собака. Мой пес невероятно смешной и добрый. Мы проводим вместе много времени, особенно в те моменты, когда мне грустно или тяжело. Он словно чувствует моё состояние, подходит, кладет голову на колени и поддерживает. Это единственная вещь, которую я всегда делаю по расписанию. Могу отложить свою еду или сон из-за работы, но моя собака должна быть пострижена, накормлена и вычесана по расписанию.
Если бы у вас была возможность реализовать любой проект без ограничений – что бы это было?
Я хочу вот прям очень странное металлическое здание. Возможно, не именно металлическое — может быть, с отделкой из терракоты или другого интересного материала. Главное, чтобы оно было максимально причудливым и нестандартным, в духе Гери, но не копировало его в точности. Я хочу создать что-то круглое, может быть напоминающее гриб, с плавными формами и неожиданными архитектурными решениями.
Какие советы вы могли бы дать молодым архитекторам, которые только начинают свою карьеру?
Во-первых, не бойтесь переделывать. Основная проблема возникает тогда, когда результат получается не очень, но человек боится что-то менять. Мне кажется, в Англии мне это чувство «боязни» немного отбили. Сейчас я периодически сталкиваюсь с ситуацией: у меня идёт объект, уже подходит срок сдачи, но я смотрю на него и понимаю, что пока не готова принять его для себя. И я могу всё стереть и сделать заново. Но 90% людей почему-то думают, что главное — это сдать проект вовремя. А то, что объект будет строиться, что он будет стоять, что через какое-то время всё равно внесут коррективы в рамках строительства — об этом все забывают. Все думают, как в институте: сдать работу преподавателю или защитить её, и на этом объект заканчивается. Но вы должны смотреть на здание и думать: «Да, это именно то, что я хотел получить». Поэтому ключевое правило — не бойтесь переделывать.
Второй важный совет: никогда не отдавайте работу, которую сами не принимаете. Любая схема, план, фасад, каждая квартира — всё это должно нравиться вам в первую очередь. Представьте, что вы готовы это купить и там жить. В проекте всегда будут какие-то компромиссы, с которыми приходится соглашаться, но их должно быть минимум. Более того, вся архитектура не должна строиться на этих компромиссах. И категорически не должно быть мест, которые явно плохие, не работают или вызывают отторжение.
Кто или что вдохновляет вас в вашей работе?
У меня нет четких источников вдохновения, потому что проекты развиваются за счет определенных границ. Когда я создаю образы или проектирую здания, то, в основном, я стараюсь отталкиваться от каких-то ограничений. На мой взгляд, самые захватывающие архитектурные решения возникают в сложных локациях, где важно учитывать множество факторов.
Любой проект ограничен бюджетом, нормами и пожеланиями заказчика, каждый из нас имеет свои предпочтения в архитектуре. Я предпочитаю более чистые линии и определенную цветовую гамму. Мне нравится сочетание белого с медью, и именно в таком стиле выполнены 90% моих зданий. Так что, по сути, я не ищу вдохновения, а просто решаю задачи – архитектура складывается сама по себе.
Какие ваши любимые проекты и почему?
Конечно, я, как 90% современного поколения архитекторов, являюсь настоящим поклонником Захи Хадид. Она — настоящий гений. Я всегда восхищалась ее уникальным подходом к архитектуре и тем направлением, которое она предложила миру. Именно она повлияла на мое решение учится в архитектурной школе AA School of Architecture, поступление в которую для меня сложилось трагично. трагично. Я подала заявление в АА именно из-за того, что она часто присутствовала в качестве эксперта на защите дипломных работ и сама являлась ее выпускницей. Основателем направления AADRL, выбранного мной, а также одним из моих тьюторов был Патрик Шумахер, руководитель бюро Zaha Hadid на данный момент. Всего через несколько дней после моего заявления последовала ее смерть. Это событие оставило глубокий след в моей жизни и карьере.
В архитектуре меня всегда привлекала «странность». Чем необычнее здание, тем больше меня притягивает его эстетика. Я надеюсь, что со временем мы сможем создавать более экстравагантные офисные здания, которые будут вызывать восхищение и восприниматься как уникальные объекты, подобно творению Фрэнка Гери.
В то же время я не могу не отметить любовь к минимализму, к работе Дэвида Чипперфилда, который воплощает лаконичность и чистоту. Его здания поражают идеальной симметрией, простотой форм и безупречным исполнением. Когда кто-то пытается имитировать его стиль, возникает множество проблем. Имитация всегда оказывается неудачной. В зданиях, не обладающих такой строгостью и лаконичностью, трудно достичь той безупречности, с которой работает Чипперфилд. Именно в этом и заключается суть архитектурной красоты — в чистоте, четкости и отсутствии лишнего.
Какие ваши хобби и интересы вне архитектуры?
В свое время я занималась очень много спортивной мафией. Я входила в топ-6 лучших судей мирового уровня по этому виду спорта. Меня приглашали судить соревнования в Израиль и Германию, а также я объездила множество городов России. Это был насыщенный период жизни, полный путешествий, встреч и ярких впечатлений.
Сейчас же времени на какое-либо хобби становится всё меньше. Можно сказать, что моя работа превратилась в хобби. Я действительно люблю заниматься проектами: могу сутками копаться в задачах, забывая даже про еду и сон. Помню, как однажды увлеклась настолько, что не вставала из-за стола целыми днями. Это чувство полного погружения в работу — настоящее удовольствие.
Но есть ещё одна важная часть моей жизни, которая делает её намного светлее, — это моя собака. Мой пес невероятно смешной и добрый. Мы проводим вместе много времени, особенно в те моменты, когда мне грустно или тяжело. Он словно чувствует моё состояние, подходит, кладет голову на колени и поддерживает. Это единственная вещь, которую я всегда делаю по расписанию. Могу отложить свою еду или сон из-за работы, но моя собака должна быть пострижена, накормлена и вычесана по расписанию.
Если бы у вас была возможность реализовать любой проект без ограничений – что бы это было?
Я хочу вот прям очень странное металлическое здание. Возможно, не именно металлическое — может быть, с отделкой из терракоты или другого интересного материала. Главное, чтобы оно было максимально причудливым и нестандартным, в духе Гери, но не копировало его в точности. Я хочу создать что-то круглое, может быть напоминающее гриб, с плавными формами и неожиданными архитектурными решениями.
Какие советы вы могли бы дать молодым архитекторам, которые только начинают свою карьеру?
Во-первых, не бойтесь переделывать. Основная проблема возникает тогда, когда результат получается не очень, но человек боится что-то менять. Мне кажется, в Англии мне это чувство «боязни» немного отбили. Сейчас я периодически сталкиваюсь с ситуацией: у меня идёт объект, уже подходит срок сдачи, но я смотрю на него и понимаю, что пока не готова принять его для себя. И я могу всё стереть и сделать заново. Но 90% людей почему-то думают, что главное — это сдать проект вовремя. А то, что объект будет строиться, что он будет стоять, что через какое-то время всё равно внесут коррективы в рамках строительства — об этом все забывают. Все думают, как в институте: сдать работу преподавателю или защитить её, и на этом объект заканчивается. Но вы должны смотреть на здание и думать: «Да, это именно то, что я хотел получить». Поэтому ключевое правило — не бойтесь переделывать.
Второй важный совет: никогда не отдавайте работу, которую сами не принимаете. Любая схема, план, фасад, каждая квартира — всё это должно нравиться вам в первую очередь. Представьте, что вы готовы это купить и там жить. В проекте всегда будут какие-то компромиссы, с которыми приходится соглашаться, но их должно быть минимум. Более того, вся архитектура не должна строиться на этих компромиссах. И категорически не должно быть мест, которые явно плохие, не работают или вызывают отторжение.