11 грандиозных нереализованных проектов Москвы

25 марта, 2016

Сегодня Интернет пестрит видами новых архитектурных форм, головокружительными небоскребами. И это прекрасно. Новые идеи, творения современных архитекторов способны удивлять и вдохновлять. Но в настоящее и будущее всегда есть дверь из прошлого. В Советском Союзе также творили одаренные архитекторы, но в силу определенных причин их идеям не суждено было осуществиться.  

Нам стало интересно, как бы выглядела Москва, если бы грандиозные проекты 30-50-х годов были реализованы. Ведь они - одни из самых амбициозных в мировой истории! Сразу хочется отметить, что вызвать ностальгию и возвеличить советское прошлое – не было нашей целью. Только грандиозные проекты и ничего кроме них! 
Оказывается, Красная площадь могла стать шире, а небоскребы росли не только по вертикали, но и по горизонтали! 

В разрезе пафоса первого в мире социалистического государства громадные здания, величественные дворцы и арки должны были покорять сознание обывателя. Самые талантливые архитекторы того времени боролись за право реализации своих проектов. 

 

1. Дворец советов  

 

 

Пожалуй, самый грандиозный по масштабам, затратам и величию проект, начатый в 30-х годах ХХ века. Предполагалось возвести в центре Москвы самое высокое здание на планете. Печальный факт: место под него расчистили взрывом храма Христа Спасителя.   

На самый представительный конкурс столетия свои работы прислали 272 архитектора, в том числе и западных. После длительных обсуждений в 1934 году победил проект отечественного зодчего Бориса Иофана.   

Дворец Советов – это грандиозное здание-пьедестал высотой 420 метров для статуи Ленина (высотой 80 м). В здании предназначалось размещение административного центра и конгресс-холла, а после окончания строительства сооружение стало бы почти на 40 метров выше нью-йоркского небоскреба Эмпайр Стейт билдинг (381 м). 

 

 

Указывающая рука Ильича с технической точки зрения – консоль гигантских размеров. Чтобы она не сломалась от перенапряжения, был создан специальный «Институт руки», который имел собственного директора, его заместителя, штат научных сотрудников и, внимание, - секретные разработки! Собственные подразделения были созданы почти для всех видов работ. Структуру строительных работ дополняли специальные лаборатории по оптике, акустике и разработке материалов: «стали Дворца Советов», «кирпича Дворца Советов» и т.д. В возведении были задействованы механический и керамзитобетонный заводы, а к строительной площадке подвели отдельную железнодорожную ветку.   

Подготовительные работы шли несколько лет, потому как в СССР не было опыта по строительству высотных зданий. До начала Великой Отечественной войны был построен лишь нулевой цикл. Но во время войны часть материалов пошла на нужды фронта, например, «сталь ДС» была использована для создания противотанковых ежей, использующихся для защиты Москвы. В 1947 году к идее завершить проект вернулись, однако работы так и не начались, в послевоенной разрухе он стал непомерной роскошью.  

 

   

 

В 1959 году было принято решение использовать нулевой цикл Дворца Советов для создания плавательного бассейна «Москва». Сегодня же на этом месте вновь стоит храм Христа Спасителя. 

 

2. Небоскреб в Зарядье

 

 

В 1947 году советское правительство решило возвести в Москве восемь высотных построек. Семь из них были реализованы, а последнее административное здание со шпилем так и не было завершено. Размещалось бы 32-х этажное строение по проекту Дмитрия Чечулина в Зарядье. Каркас здания возвели до половины его высоты, но помпезное градостроительство не вписывалось в картину послевоенных лет. Со смертью Сталина идея умерла.  

 

 

Высотное сооружение в Зарядье стало бы доминантой в силуэте центра столицы. В 1956 году было принято решение о демонтаже части сооруженного каркаса для того, чтобы использовать металлоконструкции в строительстве большой спортивной арены в «Лужниках». Стилобат же был использован для возведения гостиницы «Россия».   

Гостиница «Россия» была снесена в 2006 году. Сейчас на ее месте пустырь, который власти планируют преобразовать в современный, открытый для посетителей круглый год, парк с развитой инфраструктурой. 


3. Ультрасовременный небоскреб на Красной площади  


В 1934 году был проведен конкурс на проектирование нового комплекса для Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР (Наркомата). Согласно условиям конкурса новое здание имело обширную административную часть и стилобат (цоколь со ступенями) в качестве трибун. 
Само здание располагалось бы в районе нынешнего Ветошного переулка. В случае реализации проекта Красная площадь была бы гораздо шире за счет сноса Верхних торговых рядов.

 

 

Наиболее эффектным был проект Ивана Леонидова. Поистине гигантский авангардный небоскреб состоял из трех различных по высоте и силуэту стеклянных башен, объединенных на уровне первых этажей. Он и сегодня способен поражать воображение!  

На втором этапе конкурсную площадку по неизвестным причинам передвинули в Зарядье, а позже конкурс и вовсе закрыли.  


   

 

Поскольку от строительства здания Наркомтяжпрома отказались, Верхние торговые ряды решили реконструировать и превратили в ГУМ – Главный универсальный магазин. Впрочем, создание ГУМа - мудрое решение, не так ли? Делитесь впечатлениями в социальных сетях. 

 

4. Дом книги в Орликовом переулке

 

 

В 1930 году запланировали появление в Орликовом переулке Дома книги по проекту архитектора Бориса Великовского. В здании должны были размещаться различные издательства и большой книжный магазин. Обширные остекленные поверхности корпусов-пластин достаточно хорошо контрастировали с сиреневатой облицовкой туфа. Проект был не только эффектен, но и на удивление функционален.   

Первая очередь была выстроена уже к 1933 году вдоль переулка. Но позже проект решили пересмотреть и изменить замысел. Проект был отдан Илье Голосову, который сделал уступчатую башню, превратив здание в устремленный ввысь архитектурный монумент с обилием скульптур. 
Но и в таком виде он не был реализован. Только в начале 1970-х годах были достроены корпуса административного здания в характерной для того времени модернистской стилистике, с сохранением такой же, как и в первом довоенном корпусе отделки.  
  
Что получилось, судите сами. 

 

   

 

5. Горизонтальные небоскребы-грибы вдоль Бульварного кольца

 

 

В 1923-1925-х годах Эль Лисицкий – художник, архитектор и теоретик искусства, предложил на площади вдоль Бульварного кольца построить «горизонтальные небоскребы». Идея Лисицкого была проста: дополнить новыми постройками существующую архитектуру и не нарушить сложившееся движение.

 

 

Всего предполагалось возвести 8 однотипных зданий: вытянутые по горизонтали 2-3-этажные корпуса с центральным коридором. Высота этих корпусов сравнима с современным 20-этажным домом - 50 метров. Протяженность небоскребов – 180 м, а ширина – 16 м.   

Корпуса должны были стоять на трех вертикальных опорах, в которых размещались бы лифты и лестничные клетки. Одна опора связывала бы здание со станцией метрополитена, а у двух других предполагались остановки трамвая.   

Проект даже сейчас кажется грандиозным. Он не был реализован, так как на тот момент в стране не было нужного количества стали и бетона для воплощения такой масштабной новаторской идеи.

 

 

6. Академия наук на Крымском валу

 

 

В 1934 году правительство решило, что Академия наук из Ленинграда должна быть переведена в Москву.   

Здание Академии наук призвано было явить собой самый крупный научно-организационный центр страны. Автор проекта – архитектор Алексей Щусев. По личному распоряжению Сталина здание должны были построить именно у Крымского моста – в непосредственной близости от центра города. В 1939 году появилась первая часть - музейный корпус.   

Однако из-за войны работы были прекращены на этапе возведения нулевого цикла. После строительство было заморожено. В конце 1960-х приняли решение создать Парк искусств и построить Центральный Дом художника и новый корпус Третьяковской галереи. 

 

7. Дворец техники

 

 

В 1933 году объявили конкурс на проект Дворца техники. Сам объект проектирования должен был стать целым комплексом научно-технических учреждений. Он должен был «вооружать массы достижениями советской техники в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи». Местом строительства выбрали берег Москвы-реки, однако до строительства дело так и не дошло. 

 

8. Грозная мощь военного наркомата

 

 

Сооружения архитектора Л. Руднева – одни из наиболее заметных в Москве.   

Примечательно, что для зданий военного ведомства архитектор специально выработал особый стиль с мотивами грозной неприступности и подавляющей мощи, который отвечал официальному образу Красной Армии.  

Проект здания на Арбатской площади был реализован частично. Он отражает переход архитектора от мрачного величия зданий наркоматов обороны 30-х годов к мажорной помпезности, которая стала характерна для архитектуры 50-х годов.  

Так здание выглядит сегодня: 

 

 

9. Дом аэрофлота

 

 

За драматической судьбой экипажа ледокола «Челюскин», который дрейфовал на льдине после гибели судна в Чукотском море, в 1934 году следил весь мир. Уже летом Москва встречала отважных челюскинцев и летчиков-спасителей. Подвиг решили увековечить в монументальных формах. 

 

 

Здание «Аэрофлота», которое выбрали для этих целей, планировалось возвести на площади Белорусского вокзала. По проекту форма высотного корпуса получилась «аэродинамической», а семь ажурных арок, повернутых перпендикулярно главному фасаду, увенчаны скульптурными фигурами героев-летчиков.  

В первоначальном виде проект осуществлен не был. Однако полвека спустя его общие концептуальные идеи воплотились в комплексе Дома Верховного Совета РСФСР на Краснопресненской набережной (ныне Дом Правительства). 

10. Арка Героев 

 

 

В самый разгар военных действий в октябре 1942 года был объявлен конкурс на проект памятника героям Великой Отечественной Войны. Целью было – поднять победный дух в стране. Конкурсанты сами должны были выбрать место для монумента. Автор «Арки героев» архитектор Л. Павлов предложил разместить памятник на Красной площади. Монумент сооружен не был. 


Кто знает, возможно, мы лишились отечественной «Триумфальной арки».    

11. Дом архитекторов

 

 

С 1934 по 1935 год архитектор А.В. Щусев работал над реконструкцией Смоленской и Ростовской набережных левого берега Москвы-реки.   

Одной из грандиозных идей зодчего стал Дом архитекторов. Проект выполнен в духе неоконструктивизма и монументализма. Очевидная дороговизна и сложность предстоящих работ помешали утверждению концепта. Поэтому Щусев значительно упростил проект: сократил площадь, оставил только полукруглое строение, которое огибало бы Церковь Благовещения

Господня XVII века. Однако и этот вариант постигла неудача.  
В итоге был выбран еще более простой и экономичный вариант без колоннады. Сейчас объект представляет собой жилой дом №5 по Ростовской набережной в Москве. 

 

 

Послесловие

 

Алла Сергеева 
Директор по связям с общественностью 

Порой, взгляд в прошлое удивляет, заставляет переживать и не дает покоя. Но иногда, он, как аромат вкусного блюда из кухни, влечет за собой. У каждого из нас с вами свой «цех». Мечтать, творить или создавать что-то практичное и полезное - не важно, главное, идти за вдохновением.  
И пусть ваши грандиозные проекты всегда воплощаются!

P.S Лично меня впечатлил своим масштабом и идейным вдохновением Дом аэрофлота. А вас? Расскажите нам об этом в наших сообществах в социальных сетях.

11 грандиозных нереализованных проектов Москвы в BIM

10-30% сокращение затрат на строительство (!)
На 20-50% сокращение времени проектирования
10% сокращение сроков строительства
В 3-5 раз быстрее вносить изменения
В 4 раза меньше ошибок при планировании бюджета на строительство
Почти до 0 снижение ошибок и пересечений между различными дисциплинами

Узнать стоимость проекта

Прикрепить файлы (до 10 Мб)
Максимальный размер файла: 10 МБ.
Разрешённые типы файлов: jpg jpeg png pdf doc docx xls xlsx rar zip dwg rvt dxf pla pln dgn.
Высокое качество
Серьёзный опыт
Честные цены
Гарантия сроков
Комплексный подход
Простота сотрудничества